18.03.2023

Анна Лаврешина: Профессионального выгорания не боюсь. Потому что дети рядом

Беседа получилась очень интересной и содержательной. Ведь когда беседуешь с вдохновленным человеком, и сам вдохновляешься.  А когда беседуешь с вдохновленным учителем, не только вдохновляешься, но еще заряжаешься энергией действия.  Тем более, когда рядом с тобой учитель технологии, который и правда умеет если не все, то очень многое. Анна Лаврешина преподает в Караваевской средней школе Костромского района. В своей родной школе. В 2011-м одиннадцатикласснице Ане завуч, вручая аттестат, сказала: «До встречи, коллега». Спустя пять лет встреча коллег состоялась. Сегодня Анна Павловна – успешный учитель, одна из победительниц конкурсного отбора для учителей региона «Я – Учитель». 


В Год педагога и наставника, в перерыве между уроками, кружками и общественной работой говорим о сбывшейся детской мечте, о проектах, которые помогают ученикам увидеть свое настоящее и будущее счастливым, о радости созидания и о любви. Без нее никуда. А еще никуда без улыбки.

В профессию – с головой. И с улыбкой

- Стандартный вопрос. Но все же. Без каких качеств не обойтись современному учителю?


- Современный учитель должен быть… современным.  В этом учебном году я вновь пришла в школу после перерыва – полтора года была в отпуске по уходу за ребенком. И осознала, что за это время уже немного отстала от молодежи. Даже сленг своих учеников стала понимать не всегда. Наверстываю! О том, что учитель должен идти в ногу со временем и прислушиваться к интересам своих учеников, стала задумываться, еще когда сама была школьницей. Помню, нам, семиклассницам, на уроке технологии предлагали шить лоскутные одеяла. В начале двухтысячных, когда в Костроме стали появляться современные торговые центры, когда нам, девчонкам, очень хотелось быть модными и красивыми. Мои ученицы, например, сейчас шьют коллекцию шорт и шопперов. И им это нравится. Сама занимаюсь творчеством и лоскутную технику люблю, с моими ученицами  совсем недавно шили косметички. И это было актуально и интересно для них …А если еще про качества учителя, то, на мой взгляд, школьный учитель должен быть активным, общительным, идейным. И обязательно улыбающимся. 


- Насчет идейности. Знаем, что идей у вас много. И многие из них воплощаются в проекты.  


- Да, есть даже специальная тетрадь, куда идеи свои записываю. Сначала это была тетрадь из двенадцати листов. Но закончилась быстро. Теперь это большая общая тетрадь! Проект «Ступени к успеху», посвященный новой системе профессиональной ориентации школьников, тоже родился из идеи. Именно этот проект представляла на конкурсе «Я – Учитель». В программе технологии много внимания уделяется профориентации, но невозможно в рамках урока организовать действенные профессиональные пробы. Мы реализуем данное направление на внеурочных занятиях и в объединениях дополнительного образования. Наши ученики частые гости в колледжах, техникумах, вузах и на предприятиях Костромы. Посещаем дни открытых дверей и профессиональные пробы вузов. Это действительно работает. Примеров осознанного выбора профессии за несколько лет накопилось достаточно. Помню, одна моя ученица сказала, что хочет стать стоматологом. И тогда мы собрали команду ребят из других школ, тоже желающих связать свою жизнь с медициной, и поехали в медицинский вуз. В итоге после ознакомительных проб моя выпускница решила, что стоматология – это не для нее. Сейчас учится на пятом курсе педиатрии. И будущая профессия ей нравится.  Другая моя выпускница учится в Институте культуры и искусств Костромского госуниверситета. И про учебу говорит так: «Это просто кайф, я на своем месте, а на учебу иду как на праздник». Уже сейчас понимаю, что она станет прекрасным учителем в дальнейшем.  Хотя определилась тоже не сразу. Окончательно приняла решение после проведенных уроков в школе-профессиональных проб.  Все индивидуально. И все решаемо и реально. 

 

Дети становятся счастливыми

- Вы сами с будущей профессией определились сразу -  раз и навсегда?


- Сразу. И кажется, было это еще лет в пять. Первый такой «звоночек». Вместе с мамой я пошла на родительское собрание класса старшей сестры. И шепнула маме: «Я буду учителем». Она спросила: «Почему?» А я ответила: «Хочу быть как та тетя».  Это я про учителя. И обучаясь в школе, конечно, грезила профессией педагога. В старших классах выбрала педагогический профиль и воспринимала уроки не как ученица, а как педагог: погружалась в методику, уже даже предугадывала ход урока. Некоторые из этих уроков помню до сих пор. У меня были прекрасные педагоги и наставники!

- Учитель технологии – это однозначно про творчество. Пожалуй, поэтому вам не грозит профессиональное выгорание?

- Думаю, что не грозит. Но время покажет. Я действительно работаю с большим интересом. Вот перед восьмым марта, например, приходят ко мне мальчишки и говорят: «Хотим сделать мамам подарки. Сшить на машинке». Благодаря выигранному школой в прошлом году гранту у нас теперь есть очень хорошая современная швейная машина. И все хотят шить! Предлагаю мальчикам сшить птичек: таких мы с девочками шили недавно на кружке. Ближайшие четыре часа прошли в творческой атмосфере взаимодействия целого класса, все друг другу помогали. Общими усилиями справились и все ушли с улыбками и подарками. Сегодня собираюсь уже идти к вам на интервью, забегает в кабинет мой ученик и говорит: «Анна Павловна, выручайте. У бабушки День рождения. Надо сшить подушку в подарок». Я говорю: «Надо – значит, надо. Но у меня только десять минут». На что он мне отвечает: «Как машинку включить?». Вот такой заинтересованный ученик.  Успели. И я точно знаю, что он пошел домой счастливый.  Так что профессионального и эмоционального выгорания я не боюсь. Потому что профессия действительно творческая. И дети рядом. Это важно. 

 

Про куклы, творчество и труд

- Как в вашей профессиональной биографии появились куклы из советского прошлого и как их восприняли дети?

-  Да, для этих кукол мы постарались воссоздать костюмы согласно образцам того времени. И теперь в школьной библиотеке есть целая ретро-экспозиция. А началось все с того, что я принесла из кладовки в родительском доме коробку с моими детскими игрушками. Дочке поиграть. Она выбрала куклу, которая требовала срочного ремонта и нового образа. А потом моя соседка (уже в Костроме) отдала коробку с куклами, которую изначально хотела выбросить. Я кукол спасла. Принесла в школу, надеялась, что и для них найдется творческая идея. На первом же кружке дети кукол разобрали за минуту. И спрашивают: «А что мы с ними делать будем?» Отвечаю: «А давайте подумаем и решим». Всегда даю ученикам слово и принимаем решения вместе. И в этот раз решили делать коллекцию. Получилось увлекательно. 

- Уроки технологии раньше называли уроками труда. Вам какое название больше нравится?

- Больше - современное: урок технологии.  Это не совсем то же самое, что уроки труда в нашем детстве.  На уроках технологии ученики могут в полной мере придумывать, творить и реализовывать проекты. И труду здесь, конечно, тоже есть место. 

- У вас, как у учителя, есть табу? Чего нельзя делать педагогу?

- Нельзя говорить ребенку «нет», «ты не сможешь», «у тебя не получается».   Так можно и доверие подорвать и, главное, отбить желание у маленького человека расти и совершенствоваться. Может быть, не получается у ученицы шить, но зато она готовит прекрасно. Стараюсь подходить к оценке результатов деятельности своих учеников именно так, часто использую дифференцированные задания. Считаю, что это правильно. 








<
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!









Опрос

Опрос